У нас закончились запасы варенья. И, после прошлогодней неудачной попытки сварить варенье, мама торжественно возложила эту обязанность на меня. Вчера купила клубнику, засыпала сахаром, а теперь варю. Немного - это для мамы и отчима, а я варенье не люблю. В последний раз я варила варенье наверно ещё года три назад.
А раньше приготовление варенья было одним из основных видов заготовок. Меня привлекли к полному циклы приготовления этого нехитрого, но нужного дела довольно рано. Конечно в соответсвии с возрастом. Сначала сбор ягод - сначала поясть, потом пару ягодок собрать, ещё поесть, потом через одну. Потом сортировка, очистка, промых - это лет с 6-ти. Кстати мелкую моторику хорошо развивает и, опять же, поесть можно (если тайно). Потом мыть банки и перекладывать остывшее варенье. И только тогда, когда я доросла, чтобы возвышаться на тазом (да-да, у нас есть специальный тазик для варки варенья) - же доверили самое главное - мешать и следить готовностью и качеством.
Но что самое главное в этом чудном действии изготовления ароматного варева? Вовсе не мешание его огромной ложкой, не перекладка тягучей янтарной массы в баночки, а снятие пенок. Ведь именно пенки, свежие пенки, и есть самое вкусное в варенье. А сам процес: прибавить газ, наблюдая как бурлит розовая пена, дождаться, когда её будет много, потом сбавить газ - и пена разбегается по краям эмалированного тазика , а затем терпеливо и внимательно наблюдать, как меденно отодвигаемая бурлящими пузырьками она становится очень плотной - именно такие пенки не расплавятся потом с сиропом, а будут терпеливо ждать, пока я их съем. А ела их только я. Брат не ценил, а мама и бабушка , которые ценили, оставляли для меня. Даже если варенье варилось без меня, пенки всё равно оставлялись.
Кстати количество и вкус пенок совсем не влияет на вкус варенья. Например, варенье из чёрной смородины и малины, варилось у нас только раз. В качестве варенья оно не поравилось, но зато какие это были пенки - пышные, мягкие, нежные. ням-ням.
А однажды я пыталась приготовить пастилу. Под этим названием скрывался, не та нежная, белая и розовая масса, я высушенный пласт перетёртых абрикосов. Абрикосов у нас не было - не роли (ещё не росли, а теперь уже растут) - и я взяла вишни. Сбор вишни и слив тоже был моей обязанностью. Протереть не получилось, блендеров не было, пришлось мелко шинковать ножом. Потом я их, строго, по рецепту выложила тонким пластом на разделочную доску и положила в жаркое и проветренное помещение - на чердак. Несколько дней я наблюдала за экспериментом, но он не удался, а потом скормила курам. На память о попытке получить вожделенную восточночную сладость, осталось тёмно-красное пятно на той самой доске. Надолго.